Главное в гражданской авиации за последний месяц

Последние 2 месяца изменили статус гражданской авиации в России. С конца февраля авиационный поток сократился почти вдвое по сравнению с тем же периодом 2021 года.

Основные направления – страны Европы составляли для России порядка 60% международного трафика. Но дело не только в том, что страны закрылись. С рынка ушли зарубежные авиакомпании. Больше в Россию не летают:

  • Air Astana;
  • Air Canada;
  • airBaltic;
  • AirFrance-KLM;
  • ANA;
  • Azur Air;
  • British Airways;
  • Eurowings;
  • Finnair;
  • Japan Airlines;
  • Korean Air;
  • Lufthansa;
  • Royal Air Maroc;
  • Royal Flight;
  • Singapore Airlines;
  • Sri Lanka;
  • Air India;
  • Swiss;
  • Virgin Atlantic.

Однако рынок покинули не 100 % перевозчиков. На период апреля месяца в Россию продолжают летать:

  • Air Arabia;
  • Conviasa;
  • El Al;
  • Air China;
  • EgyptAir;
  • Emirates;
  • Ethiopian Airlines;
  • Etihad;
  • Fly Dubai;
  • Flyone Armenia;
  • Gulf Air;
  • Iraqi Airways;
  • Qazaq Air;
  • Mahan Air;
  • Mongolian Airlines;
  • Qanot Sharq;
  • Qatar Airways;
  • Scat Airlines;
  • Turkish Airlines;
  • Turkmenistan Airlines;
  • Uzbekistan Airways;
  • Белавиа.

Ограничения и возможности

В текущей ситуации одним из главных вопросов для всех сегментов гражданской авиации стали отношения с лизингодателями. Так, компании из Шри-Ланки, Бермуд, Европы и США перестали работать с авиакомпаниями в России.

И чтобы избежать ареста судов от иностранных производителей, авиакомпании приступили к перерегистрации самолётов в российский реестр.

Известно, что к процедуре присоединились:

  • Группа компаний Аэрофлот, в том числе авиакомпании Россия и Победа (правда при этом 40 % парка будет находиться на земле);
  • Уральские авиалинии;
  • Utair;
  • Якутия;
  • И Azur Air.

С помощью подобных действий удалось сохранить большую часть из 530 иностранных самолётов, находящихся в России. Общая стоимость которых оценивается в 10 млрд долл. Лизингодатели наверняка попытаются вернуть свои самолёты или запросить компенсацию за счёт страховых выплат. Так, поступил крупнейший лизингодатель из Дублина – AerCap. Сумма иска за оставшиеся в России самолёты составляет 3.5 млрд долларов.

При этом важно отметить, что даже если самолёты останутся в России, они столкнутся с нехваткой запчастей и вопросами технического сервиса. Так, Евросоюз ещё в марте приостановил действие сертификатов лётной годности, а также сертификацию запчастей, оборудования и организаций, осуществляющих ремонт авиатехники. К санкциям присоединились и американские Raytheon, Honeywell, General Electric (GE), а также канадская CAE и японская Mitsubishi.

Таким образом, многие суда будут вынуждены находится на хранение, либо служить источником запчастей для эксплуатируемых самолётов в дальнейшем. Частично это постараются компенсировать инженеры из «А-Техникс». В марте — апреле месяце компания получила расширенные сертификаты, которые позволили заниматься ремонтом и техническим сервисом для Airbus (A330, A350, A320Family) и Boeing (737NG, 777, 747-400).

Ремонтный цех «А-Техникс»

Бизнес-авиация

Неразбериха затронула и российскую бизнес-авиация. Сегмент в марте также просел более чем на половину. Трафик составил 677 рейсов. Это на треть меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Также это на 55% меньше, чем на конец февраля. На фоне сокращений крупнейший российский бизнес-оператор «Сириус-Аэро» даже был на грани приостановки деятельности. Сейчас компания носит другое название – UNISKY и как другие представители бизнес-авиации продолжает летать. Полёты осуществляются через нейтральные территории: Турция, Сербия, Арабские страны.

Фотография салона бизнез-джета компании «Сириус-Аэро»

Работа на своих

Чтобы авиационный парк развивался требуются собственные, новые модели. Сегодня в России присутствуют следующие проекты гражданских самолётов: МС-21, SSJ-100 New, Ил-114-300, а также проекты Байкал и ТВРС-44 «Ладога».  Для того чтобы это всё летало идут активные работы над запуском в серию двигателя ПД-8 (для самолётов SSJ-100 и Бе-200). Двигать придёт на смену французскому SaM146. И в связи с последними событиями его доработка, сертификация и испытания ускоряются. Проект должен увидеть свет уже в 2024 году.

Перспективный самолёт МС-21

Импортозамещение происходит и в сфере композитных материалов для силовых структур самолётов, а также программного обеспечения. Как пример уже появилась российская система контроля отправки пассажиров – Astra DCS. Разработали и систему бронирования авиабилетов – Leonardo.

Самолёт SSJ100

С 5 апреля известно о том, что благодаря российским самолётам, у национальных перевозчиков сохранится возможность полётов в Турцию. Это стало возможным благодаря передаче части разрешений на полёты от авиакомпаний «Победа», «Аэрофлот», Utair и «Азимут» в пользу «Ираэро», Red Wings, Nordwind и Azur Air. В качестве воздушного судна планируют использовать SSJ-100. Полёты из городов Москва, Махачкала, Минеральные Воды, Сочи будут осуществляться в аэропорты Антальи и Стамбула. С 23 апреля группа компаний «Аэрофлот» также возобновляет прямые рейсы из России в Казахстан.

Рука помощи

Для поддержки авиационной отрасли в России проводится ряд мероприятий. В их разработке участвуют и сами авиакомпании. В марте ими предложен комплекс из 98 мер, среди которых:

  • освобождение воздушных судов, зарегистрированных в России, от налога на имущество и транспортного налога;
  • введение нулевой ставки НДС для внутренних перевозок пассажиров и грузов по всей России.

Государственный сектор не остался в стороне и начал снимать коронавирусные ограничения. Так, 4 апреля утвердили список стран для расширения международного авиасообщения. Авиационное сообщение с 9 апреля дополнится 52 странами, в дополнение к 15 «дружественным»:

  • Алжир, Аргентина и Афганистан;
  • Бахрейн, Босния и Герцеговина, Ботсвана и Бразилия;
  • Венесуэла, Вьетнам и Гонконг;
  • Египет и Зимбабве;
  • Израиль, Индия, Индонезия, Иордания и Ирак;
  • Кения, Китай, КНДР, Коста-Рика и Кувейт;
  • Ливан и Лесото;
  • Маврикий, Мадагаскар, Малайзия и Мальдивы;
  • Марокко, Мозамбик, Молдова, Монголия и Мьянма;
  • Намибия, Оман, Пакистан и Перу;
  • Саудовская Аравия, Сейшелы, Сербия и Сирия;
  • Таиланд, Танзания, Тунис и Турция;
  • Уругвай, Фиджи, Филиппины и Шри-Ланка;
  • Эфиопия, ЮАР и Ямайка.

Не забыли и о дальнейшей судьбе авиатранспорта. Так, на мероприятие «Воздушный транспорт России: сверхновая реальность» 25 мая состоится дискуссионная площадка в Москве. В рамках обсуждения затронут следующие темы:

  • Изменение тенденций рынка воздушного транспорта.
  • Регулирование рынка воздушных перевозок в кризисных условиях.
  • Поддержание годности флота авиакомпаний в России.
  • Особенности взаимодействия с подрядчиками, а также изменение системы взаиморасчетов.
  • Процесс авиационного страхования.
  • Логистика и особенности дистрибуции продукции.
  • Работа с цифровыми платформами и инструментами.

Конечно, знать наверняка как будет развиваться авиация в дальнейшем невозможно. Это покажет лишь время!

еще по теме
Получить консультацию
Получить консультацию