Начало летнего периода может принести не только приятные воспоминания, но и ситуации, опасные для жизни. В среднем в России ежегодно огонь проходит более 10 млн га леса, принося критический ущерб экономическому и материальному богатству страны. Именно поэтому крайне важно раннее обнаружение очага возгорания и быстрое предотвращение его распространения.
Тушение пожаров самолётом – один из наиболее действенных способов справиться с возгоранием и не дать распространиться огню на важные объекты. Руководствуясь скоростью и оперативностью, 10 мая 1995 г. была создана пожарная авиация МЧС России. Организация и по сей день является эффективной службой для тушения пожаров с воздуха.
Однако возгорание не всегда можно предотвратить с помощью авиационной техники. Выделен ряд основных направлений работы:
— транспортировка средств. Доставка в зону возгорания всех необходимых спасательных, пожарных и технических средств, а также личного состава спасателей;
— разведывательные операции. Оценка ущерба и скорости распространения очага, возможных рисков.
— спасение и эвакуация пострадавших;
— тушение пожаров с воздуха и создание заградительных полос растворами.
В парке пожарной авиации насчитывается множество воздушных судов. Большую часть парка составляют вертолёты, лишь оставшуюся – самолёты различных типов.
Тушение пожаров с помощью самолётов.
Этот вид тушения практически всегда применяется для тушения лесных, степных и пожаров на нефтекомбинатах. Отличительной особенностью является то, что самолёт способен сравнительно быстро прибыть в зону возгорания и за несколько секунд вылить тонны воды или иного вещества.
К таким видам самолётов относятся:
— Ил-76ТД. Самолёт был создан в конце 90-х годов и способен сбросить до 42 тонн воды на охваченную огнём область.
— БЕ-200. Самолёт-амфибия. Этот тип самолёта способен самостоятельно заправляться водой путём посадки на водоём и заполнением баков. Вместимость баков до 12 тонн, а заполняются они за несколько секунд, что позволяет самолёту не только тушить пожары, но и сдерживать распространение огненного очага.
Но помимо преимуществ у пожарных самолётов есть ряд недостатков в применении:
— Сухопутные виды самолётов имеют довольно длительный промежуток между вылетами;
— Поддержание самолётов в боевой готовности и дальнейшая эксплуатация затратна. Обычно применение целесообразно, когда последствия от пожаров будут превышать стоимость нескольких полётов.
Тушение пожаров с помощью вертолётов.
Отличительной чертой тушения пожаров вертолётом является водная бомбардировка места, которое необходимо затушить. Так же пожарным вертолётам не требуется оборудованные аэродромы и не важны размеры используемых водоёмов, что даёт им значительное преимущество над самолётами.
К таким видам вертолётов относятся:
— Сухопутные вертолёты. Данный вид имеет специальное водосливное устройство, а также ему необходимо наличие водоёма в ближайшей доступности.
— Вертолёты-амфибии. Этот вид самолётов имеет водонепроницаемый корпус и водную цистерну на борту. Так же часто предусмотрен бак с пенообразующей жидкостью объёмом на 5000 литров.