Вот уже больше 2 лет коронавирус является основной темой для новостей по всему миру. Пандемия повлияла на стратегию и развитие всех предприятий, независимо от их размера и направленности. И теперь, когда человечество находит пути выхода из текущего кризиса, необходимо подойти к решению других актуальных проблем. Рассмотрим ситуацию на примере изменения климата. Как только началась пандемия, произошло значительное сокращение глобальных выбросов парниковых газов, но это была временная отсрочка. Когда пандемия стала отступать, а люди стали возвращаться к своим старым привычкам, уровень выбросов стал возвращаться к прежним показателям.
От «голубых фишек» (наиболее крупных, ликвидных и надёжных компаний со стабильными показателями доходности) все чаще требуют продемонстрировать свою приверженность экологически чистым методам ведения бизнеса. Наибольших успехов добилась автомобильная промышленность, где такие производители, как Volvo, к 2023 году планируют перейти на полностью электрические транспортные средства, а также пищевая промышленность, где уже в конце 2020 года компания Chipotle запустила собственный калькулятор устойчивости, детализирующий воздействие на окружающую среду каждого из заказов клиента. Но, к сожалению, данные инициативы не столь очевидны в других отраслях.
Возьмём для примера, фармацевтическую промышленность. Согласно отчету «Углеродный след мировой фармацевтической промышленности и влияние её основных игроков» из журнала Journal of Cleaner Production, фармацевтическая промышленность производит больше выбросов, чем автомобильная промышленность. Это может удивить, но интенсивность выбросов в секторе фармацевтики примерно на 55% выше, чем в автомобильной промышленности. А учитывая, что только в одной стране, как США, ежегодно выписывается около 4 миллиардов рецептов на 20 тысяч терапевтических препаратов, становится понятно, что необходима возможность внедрения более экологичных процессов производства и утилизации.
При этом необходимо помнить, что проблема многогранна. Вклад фармацевтической промышленности в решение экологических проблем обширен и связан, как с потреблением воды и энергии, так и процессом исследований, разработки, производства и транспортной логистикой.
В ответ на изменения, направленные на борьбу с изменением климата, фармацевтические компании активно стремятся к повышению мер по устойчивому развитию. В то время как многие компании сосредоточивают свои усилия на обеспечении устойчивости своей деятельности на перспективу следующих десяти лет, нельзя упускать возможности, которые сделают фармацевтических поставщиков более экологичными уже сейчас.
В одной из наших статей, мы уже опровергали часть мифов, связанных с устойчивым развитием. В отношение биофармацевтических препаратов действуют те же правила. Безопасная, эффективная и вместе с этим устойчивая доставка термочувствительных препаратов не только реализуема на практике, но и весьма выгодна. Главное грамотно подойти к выбору партнеров в цепочке поставок. Так, грамотный выбор партнёров позволит при транспортировке 1 миллиарда доз вакцин, сэкономить 1 миллион МВтч энергии, 89.8 миллионов литров воды, а также сократить выбросы CO2 на 120 миллионов кг.
В качестве одного из примеров влияния индустрии на экологию, можно привести использование альтернативной термоупаковки вместо пенополистирола. Да, пенополистирол служит хорошей изоляцией, помогающей контролировать температуру, но негативное воздействие этого материала на окружающую среду является значительным. По данным Вашингтонского университета, пенополистирол, разлагается около 500 лет.
Одно дело, когда только одна из 10 ведущих фармацевтических компаний ищёт более экологически безопасный способ транспортировки своих термочувствительных продуктов. А что, если подобных компаний становится больше?
Возможность повторного использования упаковки и принятие экологических решений должны быть ключевым преимуществом логистических компаний уже сейчас. И дело не только в фармацевтических компаниях, которые производят препараты. Их конечными пользователями являются практикующие врачи, для которых экология является такой же ценность, как и здоровье. Усилия фармацевтических и логистических компаний являются отличной возможностью, чтобы показать индивидуальный подход и подтвердить ключевым клиентам высокий уровень операционной ответственности. Есть здесь и экономический расчёт, так как «многоразовая» экологичная упаковка снижает количество отходов, которые производят врачи, а платить, за которую приходится всем.
Решение перейти к устойчивым решениям доставки грузов будет простым, если совместить преимущества для окружающей среды и конечных пользователей с потенциальным влиянием на чистую прибыль. Стоимость «за оборот» каждой транспортировочной упаковки сопоставима с закупочной ценой одноразового продукта, который выбрасывается после каждого использования. Альтернативой в данном случае выступает использование многоразовых решений, таких как экологически чистые изоляционные материалы с вакуумной изоляцией (vacuum insulated panels или VIP). Подобные решения позволят фармацевтическим компаниям увеличивать сроки хранения и оптимизировать стоимость транспортировки. Операционная эффективность также будет достигаться за счет уменьшения складских площадей благодаря своевременной доставке, когда не будет необходимости складировать большие объёмы продукции.
Самое главное, что хороший пример заразителен. Чем больше фармацевтических компаний по России и всему миру будут принимать шаги по устойчивому развитию и публично выражать его, тем больше это будет становится символом успеха и корпоративной ответственности.