В своем недавнем выступлении глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин предложил в обязательном порядке установить во всех российских аэропортах станции ГЛОНАСС. Это решение было принято в связи с возможным отключением GPS на территории Российской Федерации. Новость вызвала определенный ажиотаж пользователей и выявила ряд вопросов.
Так ли страшен переход?
Начнем с того, что в замене GPS на ГЛОНАСС нет ничего критичного для безопасности полётов. Хоть и самые популярные самолёты в мире, среди которых Airbus, Boeing и Superjet 100, принимают только сигнал GPS, система не является основной для навигации. Даже если полностью отключить GPS – полёты не станут опаснее. В современных самолётах несколько источников получения информации, и именно так формируются достоверные данные о воздушном пространстве.
Так для чего необходим переход?
Особых мер по замене на ГЛОНАСС принимать не нужно. Замену предложил глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин. Так же он пообещал направить в Минтранс и Росавиацию технические планы.
Но правда ли, что систему обещали отключить? Официального заявления не было. В письме Росавиации речь шла об уведомлении европейских авиационных властей о некорректности работы GPS в некоторых зонах. Росавиация выступила перед авиакомпаниями с просьбой предупреждать о появлении похожих ситуаций.
Так что же будет, если предложение о замене GPS вступит в силу?
Для замены GPS на ГЛОНАСС потребуются комплексные исследования, что потребует крупных затрат и пока не понятно, кто возьмет эти затраты на себя. Особенностью авиации является то, что установка дополнительного оборудования возможна только при согласовании с разработчиками летательного аппарата. Это связано с тем, что любое дополнительное оборудование на борту самолёта требует электроэнергию и может воздействовать на другую аппаратуру.
Так же полностью отключить Россию от GPS технически сложно. По причине того, что орбитальная группировка GPS не может выборочно отключаться в направлении России и не отключаться от других стран.