Вчера мы немного сгустили краски нашей статьёй о рынках Азии. Однако есть в этом мире место и позитивным моментам. Так, казахстанский авиаперевозчик “Air Astana” и его бюджетное подразделение “FlyArystan” продолжают удерживать свои позиции в условиях пандемии коронавируса, полагаясь на сильный внутренний рынок для повышения прибыльности.
“Air Astana” подтвердила свою устойчивость, увеличив прибыль до 4,9 млн долларов за первое полугодие после убытка в размере 66,2 млн долларов в первой половине 2020 года. Показатель EBITDA (объёму прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и начисленной амортизации) за первое полугодие составил 91 млн долларов. В своих отчётах компании заявила, что рост пассажиропотока в Казахстане в первой половине 2021 года вырос на 31% по сравнению с первыми шестью месяцами 2019 года, до пандемии Covid-19.
Сильный внутренний рынок “Air Astana” осложняется некоторыми сложностями международного рынка, работающего на 45% от емкости периода до Covid-19. К примеру, рынки таких регионов, как Китай и Россия, в основном остаются закрытыми. Президент компании, Питер Фостер даже отмечает, что китайский рынок «временно исчез из поля зрения», хотя “Air Astana” выполняла некоторые китайские грузовые чартеры на Boeing 767-300ER, который был временно переоборудован в грузовой.
Однако место закрытых рынков занимают другие. А сокращения одних видов перелётов компенсируются другими. К примеру, есть рост и повышение спроса на VFR (посещение друзей и родственников), и студенческие рейсы. Эта динамика относится к таким направлениям, как Бишкек, Душанбе, Киев, Ташкент и Тбилиси. В некоторых случаях это приводит к увеличению объёмов перевозки пассажиров. Бишкек, например, раньше обслуживался самолетом Embraer E190 E2, но теперь “Air Astana” отправляет Boeing 767 в столицу Кыргызстана.
В отношение же долгосрочных перспектив, Фостер, отмечает, что пандемия коренным образом изменит авиацию. Он считает, что деловые поездки вернутся, но не в таком большом объеме, и в основном, для торговых поездок и личных переговоров. Еще одним значительным изменением станет рост «путешествий по образу жизни». В этих “путешествиях” люди работают удаленно, проводя больше времени в местах отдыха за пределами традиционных отпускных периодов.
Что касается самой авиационной отрасли, Фостер считает, что разрыв между успешными и неудачными авиакомпаниями будет только увеличиваться. По словам Фостера, победителями станут авиакомпании, которые не полагались на государственную поддержку, имеют хорошие балансы и работают на хороших рынках, имея возможность получить коммерческое финансирование.
И, к слову сказать, компания уже начинает реализовывать высказанную стратегию. Так, в связи с успехами на внутреннем рынке, “Air Astana” рассматривает возможность пополнить парк грузовыми самолетами. Как отметил Фостер: «Мы рассматриваем возможность приобретения двух грузовых самолетов. На настоящее время мы изучаем различные типы воздушных судов. Окончательное решение будет принято в течение двух-трех месяцев«.
Источник: Flightglobal