Направление | 50-100 кг | 100-300 кг | 300-500 кг | 500-1000 кг | от 1000 кг |
---|---|---|---|---|---|
Лондон — Москва | 728,21 usd + 9,37 usd/kg |
884,62 usd + 8,05 usd/kg |
256,41 usd + 10,26 usd/kg |
256,41 usd + 9,79 usd/kg |
153,85 usd + 7,95 usd/kg |
Британия совместно с ЕС — главные сторонники наращивания санкционного давления на Россию. Какие экономические отношения связывают Россию с Британией? Какие товары Россия продолжает поставлять в Британию? Как найти надежных партнеров? Как доставить груз в условиях санкций и чего ждать от британской таможни?
В последние годы экономика Великобритании переживает серьезную трансформацию. Изменения напрямую влияют и на логистику, цепочки поставок и торговые отношения, в том числе с Россией. Рассмотрим ключевые тенденции.
Экономический рост в Великобритании в 2025 году прогнозируется на уровне 1–2%. При этом на бизнес, включая логистику, будут влиять сразу несколько факторов:
Все это добавляет нестабильности экономике Великобритании.
Тем не менее логистический сектор остается активным, сохраняется спрос на качественные складские площади и стратегические инвестиции.
С момента выхода из ЕС в 2020 году Великобритания потеряла 6% ВВП, причем Торговля с Евросоюзом резко сократилась: экспорт упал на 27%, импорт — на 32%.
Компании сталкиваются с новыми таможенными процедурами и проверками, что увеличивает расходы и приводит к задержкам на границах. Особенно страдает от бюрократии малый бизнес, некоторые производители вообще отказались от экспорта в ЕС из-за бюрократии.
Чтобы компенсировать потери, Великобритания активизировала переговоры с другими регионами, включая США и государства Азии, для диверсификации торговых маршрутов. Но санкции против России и ограничения на транзит через ЕС усложнили доставку через территорию РФ. Сейчас грузы идут в обход, что увеличивает цену логистики.
Сектор электронной торговли остается драйвером роста. Согласно отчёту Expert Market Research, рынок электронной коммерции Великобритании в 2024 году составил примерно $234 млрд и в 2025-2034 годах ожидается его прирост на 7,9% ежегодно. К 2034 году ожидаемый объем — около $475 млрд.
Это стимулирует повышение спроса на услуги курьерских служб и «последней мили», что отражается в увеличении доли этого сегмента в логистике.
Одновременно с этим растет давление на инфраструктуру: порты, такие как Феликстоу, испытывают перегрузки (загрузка до 95%), а автомобильные перевозки сталкиваются с дефицитом водителей.
С 2023 года атаки в районе Суэцкого канала заставляют суда идти в обход Африки. Это увеличивает сроки доставки в три раза и поднимает цену перевозок, что особенно критично для Великобритании, зависящей от импорта энергоресурсов и товаров из Азии.
За три года (2022–2025) цены на грузоперевозки в Великобритании выросли на 69%, а к 2025 году ожидается дополнительный рост тарифов на железнодорожные перевозки на 13.8%. Основные причины:
Из-за этого британский экспорт теряет конкурентоспособность, а импорт дорожает. Согласно опросу KPMG, проведённому в первом квартале 2025 года 43% жителей Великобритании экономит на повседневных товарах.
В ответ на вызовы правительство запустило «Расширенный план производства» (2024), который предусматривает инвестиции в размере £4,5 млрд до 2030 года для поддержки стратегических производственных секторов, включая чистые технологии и цифровизацию.
Ключевые приоритеты плана в отношении логистики:
Эти меры призваны сократить логистические издержки на 15% к 2030 году и усилить позиции Великобритании в глобальной торговле. И если все остальные пункты программы в целом понятны, то как декарбонизация поможет сократить издержки логистики пока остается за кадром.
В последние годы Великобритания реализует ряд масштабных инфраструктурных проектов, направленных на развитие энергетики, модернизацию транспортной сети и улучшение городской среды. Рассмотрим некоторые из важнейших.
Проект Dogger Bank — крупнейшая оффшорная ветряная электростанция в мире — строится в Северном море, в 130–200 км от побережья Йоркшира. Ожидаемая мощность комплекса — 3,6 ГВт, он сможет обеспечивать электроэнергией до 6 миллионов домов в год. Первая очередь, Dogger Bank A, начала работу в октябре 2023 года. Полное завершение проекта планируется в 2026 году.
Фото с сайта Dogger Bank
Морской транспорт
Морской транспорт также претерпевает изменения в связи с экологическими инициативами. Великобритания стремится сократить выбросы парниковых газов в судоходстве на 30% к 2030 году и достичь нулевых выбросов к 2050 году. Для этого планируется включение судоходства в Схему торговли выбросами Великобритании (UK ETS) к 2026 году.
Водная инфраструктура
Программа очистки водоемов. В 2024 году запущен фонд £10 млрд для модернизации канализационных систем и снижения сбросов неочищенных стоков. К 2030 году планируется сократить загрязнение рек на 50%
В Лондоне завершилось строительство 25-километрового Темзского туннеля. Сооружение подключено в 21 точке к старой викторианской канализационной системе, построенной 150 лет назад. Новая система предотвратит попадание в Темзу 95% загрязнений, которые раньше сбрасывались напрямую.
Строительство водохранилищ. Первое за 30 лет крупное водохранилище в графстве Кент (емкость 120 млн м³) начнут строить в 2025 году для борьбы с засухами.
Экономические и политические интересы России и Британии постоянно сталкиваются на внешних рынках, в особенности в Азии. Агрессивная политика островной империи не может не вызывать противодействия России, что регулярно приводит к определенной напряженности. Но и светлые моменты плодотворного взаимодействия тоже были.
XIX век запомнился Крымской войной и борьбой за влияние в Центральной Азии. В XX веке страны объединились в борьбе с фашизмом. А в 1990–2000-х годах наладили прочные связи — активная торговля, культурный обмен, деловые проекты.
Но в последние годы курс Лондона снова резко изменился. Отношения вошли в фазу затяжного кризиса.
В феврале 2022 года Великобритания одной из первых ввела жёсткие санкции против России:
Россия в ответ обвинила Лондон в причастности к диверсиям и ввела зеркальные меры.
С 2023 года санкционное давление усилилось. Британия:
Все санкции Великобритании против России можно посмотреть на правительственном сайте Великобритании.
Апрель 2025 года стал новой вехой — прекращено действие соглашения об избежании двойного налогообложения. Теперь обе стороны обмениваются налоговыми претензиями, что усложняет работу бизнеса.
Объем официальной торговли резко упал. Однако остались направления, где сохраняется интерес и движение.
Энергетика
Несмотря на риски, BP и Shell участвуют в проектах в России, фокусируясь на проектах с долгосрочной окупаемостью, таких как разработка арктических месторождений. Это подчеркивает важность российских энергоресурсов для британских компаний, особенно в условиях глобальной нестабильности.
Фармацевтика
Британские компании участвуют в клинических испытаниях в России — в 2023–2024 годах таких проектов было 90. РФ входит в топ-4 партнёров Великобритании в этой сфере. Кроме того, проекты вроде инновационного центра «Сколково» привлекают британские стартапы, особенно в IT и биотехе, формируя основу для технологического трансфера.
Финансовый сектор
Лондонская фондовая биржа остается критически важной для российских компаний: в 2023 году на ней торговались деривативы «Газпрома», «Лукойла» и «Роснефти», обеспечивая доступ к международному капиталу. При этом создание Московского финансового центра (МФЦ) лишь частично дополняет Лондоном, ориентируясь на рынки СНГ и Азии.
Диалог сохраняется
Несмотря на жёсткие меры, дипломатические отношения продолжаются. Посольства работают. Это значит, что политический канал для общения открыт, хотя и работает на минимальном уровне.
Малый и средний бизнес продолжают находить возможности для взаимодействия и торговли. Так, анализ показал, что компании, зарегистрированные в британских заморских территориях, продолжили экспортировать товары в Россию, несмотря на санкции. Поставки через третьи страны также решают вопросы товарной логистики, хотя это и повышает издержки доставки.
Товарооборот между Россией и Великобританией в 2024 году продолжает оставаться низким (приблизительно на уровне прошлого года) под влиянием санкций, логистических барьеров и переориентации РФ на азиатские рынки.
По оценке посла России в Великобритании Андрей Келина, уже по итогам 2022 года двусторонние хозяйственные связи России с Великобританией фактически обнулились. «Импортно-экспортные операции сократились в 10 раз, есть скудный список товаров, который продолжает поступать с британских островов в Россию. В основном это медицинская и пищевая продукция. А британский импорт из России весьма невелик, и по большей части речь идет не о товарах, а об услугах», — сообщил дипломат.
Основные причины:
Рост наблюдается только в узких сегментах, не затронутых прямыми ограничениями. Тем не менее малый и средний бизнес обеих стран ищет обходные пути, включая реэкспорт через третьи страны.
В 2024 году официальный объём импорта товаров из Британии в Россию составил $718 млн, что показывает снижение ~ на 12% по сравнению с предыдущим годом ($814 млн) по данным Trading Economics.
Основу британского экспорта в Россию по данным официальной статистики Великобритании составляют: фармацевтическая продукция, органические химические вещества, чистящие средства, табак и напитки, продукты питания.
По данным газеты The Times в 2023 году Великобритания поставила России ключевое оборудование на $100 млн, в том числе полупроводников и дронов, и это было почти в 8 раз меньше, чем в 2022-м. В настоящее время явно прослеживающийся экспорт такого оборудования отсутствует.
По данным Trading Economics.ТОП-10 товарных групп, поставляемых из Великобритании в Россию:
Несмотря на обилие санкций, основные каналы доставки разрешенных товаров между Великобританией и Россией остаются прежними.
Для операций с санкционными грузами приходится использовать обходные схемы логистики и оплат, покупка, оплата и доставка товаров производится через третьи страны.
Основной маршрут для морских перевозок из России в Великобританию проходит через порты Балтийского моря, такие как Санкт-Петербург, и далее через Северное море в британские порты. Время в пути — 7-10 дней, в зависимости от погодных условий и маршрута.
Ключевые порты Великобритании:
Железнодорожные перевозки из России в Великобританию проходят через сеть Евразийского железнодорожного коридора. Товары доставляются через Беларусь, Польшу и Францию, а затем по туннелю под Ла-Маншем в Великобританию. Время в пути — 10-14 дней, в зависимости от маршрута и таможенных процедур.
Ключевые железнодорожные узлы Великобритании:
Для срочных поставок используется авиаперевозка. Время доставки — 2-3 дня.
Основные аэропорты Великобритании:
Sky Cargo Service предоставляет сервис юридическим лицам по авиадоставке, в том числе санкционных грузов и параллельного импорта с переоформлением документов в ОАЭ. В этом случае документы от поставщика — инвойс и экспортная декларация — оформляются на нашего агента в транзитном хабе в Дубае (DWC).
Груз из Великобритании в Дубай отправляется любым из существующих рейсов. Из ОАЭ в Россию — в составе еженедельной консолидированной отправки.
Поможем с оформлением документов, оплатой и таможенным оформлением.
Развитая сеть логистических центров Великобритании обеспечивает эффективное распределение товаров по стране:
1. Используйте онлайн-платформу Europages, предлагающую обширную базу данных компаний, сгруппированных по отраслям или территориям.
2. Воспользуйтесь онлайн-платформой Novertur для поиска деловых партнёров среди малых и средних предприятий. Платформа использует технологии бизнес-матчинга и социальные сети.
3. Посещайте выставки и конференции. Календарь выставок можно найти на
4. Российско-Британская Торговая Палата (РБТП)
Однако, после 2022 года деятельность Палаты ограничивается информационными мероприятиями и предоставлением ограниченных консультаций компаниям-членам РБТП.
5. Торговое представительство Российской Федерации в Великобритании. В обычное время предоставляет информацию о рынке, помогает в поиске партнёров, организует деловые миссии и консультирует по вопросам сертификации и регистрации компаний. В текущей политической ситуации не факт, что сможет эффективно помочь.
6. Читайте публикации и отчёты правительства Великобритании. Они содержат актуальные данные о внешней торговле и инвестициях. Это может быть полезным для оценки экономической ситуации и поиска партнёров.
Кредитные отчёты от Experian или Creditsafe Платформы предлагают кредитные отчёты, включая финансовые показатели, оценки рисков и историю платежей, что помогает оценить финансовую стабильность партнёра.
Если компания поставляет товары из Сводного списка стратегических товаров Великобритании, она должна иметь специальную лицензию на экспорт.
В Великобритании за таможенные вопросы при импорте и экспорте товаров отвечает HM Revenue & Customs (HMRC) — Управление по доходам и таможне Ее Величества. Оно управляет системой таможенных деклараций, взимает пошлины и налоги, обеспечивает соблюдение торговых и санитарных норм.
Санкции, инфляция и перестройка цепочек поставок создают сложности для торговли с Россией, но одновременно стимулируют инвестиции в логистику.
Успех двустороннего сотрудничества бизнеса будет зависеть от способности сторон находить обходные маршруты, минимизировать издержки и использовать цифровые инструменты для преодоления бюрократических барьеров.
Менеджеры Sky Cargo Service помогут с импортом груза из Британии и с экспортом товаров из России в Соединенное Королевство:
- выберут оптимальный маршрут для доставки ваших грузов
- проконсультируют по всем вопросам грузоперевозок, экспорта и импорта
- бережно перевезут ваши товары
- помогут с оплатой, страхованием, оформлением сертификатов и иной разрешительной документации
- обеспечат быстрое прохождение таможни.
Получить консультацию или оставить заявку на расчет вы можете по телефону +7 (383) 322-85-14 или на e-mail info@scs-aero.ru.
Подписывайтесь на телеграм канал, чтобы быть в курсе новостей и акционных тарифов на авиаперевозки!