Доставить груз из Китая сейчас дорого. Тарифы на перевозку товаров с востока в 2024 году постепенно растут из-за нехватки вагонов и контейнеров. Только за сентябрь они выросли почти на 10%. Разбираемся, почему появился кризис, как он влияет на цену контейнерных перевозок из Китая, что прогнозируют эксперты, и как вести бизнес в это непростое время.
В Китае наступил второй контейнерный кризис. Первый был в пандемийную эпоху. В конце октября 2024 года вагонов остро не хватает, из-за этого сроки отгрузки в ж/д портах Дальнего Востока сильно растут. Свободное место в поезде приходится ждать 4 недели, а доставка с учётом задержек занимает больше месяца, хотя в конце 2023 года сроки были неделя и 15 дней соответственно.
В транспортной группе FESCO, которая входит в топ крупнейших отечественных логистических компаний, сообщили, что крупные перевозчики бронируют много мест в поездах, поскольку не хватает вагонов. Из-за этого проблема становится острее.
Крупные задержки с железнодорожными контейнерными перевозками из Китая появились весной, и уже в июне обе стороны начали искать пути выхода. Например, ввели новые суда, расширили морские линии. Но, как мы видим, к октябрю это не особо помогло.
Основная причина — конфликт в Красном море. Из-за него корабли вынуждены плыть через мыс Доброй Надежды, огибая весь африканский континент. Время маршрутов увеличилось, из-за этого возникла потребность в большем числе контейнеров, поэтому их стало меньше в Китае.
Вторая причина — между Россией и Китаем увеличился товарооборот. Поэтому контейнеров потребовалось больше. Также увеличились поставки из Китая в Европу. И китайские поставщики сделали упор на европейское направление, поэтому на российском появляются задержки.
Третья причина — контейнеры дольше и сложнее возвращаются обратно. Только несколько стран возвращают их в Китай в том же количестве, в котором забирают. С остальными наблюдается дефицит. На восток едет меньше грузов, чем на запад, поэтому возникает нехватка контейнеров.
Четвёртая причина — скопление порожних контейнеров. В России они постепенно накапливаются, и их невозможно перевезти обратно. Наш флот на Балтике и Чёрном море перегружен, мало свободных кораблей, которые могли бы эвакуировать контейнеры в Китай. Нехватка ж/д платформ, перегрузка ж/д узлов, приоритет угольным вагонам и цистертам — причины того, почему российские компании не могут вовремя отправить пустые контейнеры назад поездом.
Директор компании FM Logistic по международным транспортным операциям Ярослав Белоусов считает, что внимание постепенно переключится на альтернативный транспорт — авто, авиа. И такая перевозка тоже подорожает. Ставки поднимутся на несколько процентов, поскольку осень — высокий сезон. Согласен с этим и Дмитрий Аржаных, соучредитель СЛК (“Сервисной логистической компании”). По его словам, цены вырастут к середине осени, а затем начнётся новогодняя пора, когда опять будет высокий спрос, который вызовет повышение ставок.
А дефицит контейнеров ближе к зиме станет острее. По словам Аржаных, китайские заводы полностью загружены до декабря производством контейнеров, поставщики из Китая прописывают в контрактах возврат порожних контейнеров, но российским перевозчикам это невыгодно. Получается, что они везут пустой контейнер по той же цене, что и полный. Но только с полного они потом получат выгоду за счёт груза в нём, а с порожнего ничего. Так что раньше 2025 года ждать разрешения проблемы не стоит. Если дефицит контейнеров и может пройти, то цены на них уже не уменьшатся. Сейчас аренда 40-футового контейнера составляет 2,5 тыс. долларов против 1,2 тыс. доллара в начале года.
Увеличился грузопоток из Китая через Казахстан, и последние недавно подняли тарифы на 38% для транзитных поездов. Это тоже приведёт к повышению цен.
Также стоит ждать окончания конфликта на Ближнем Востоке, который ослабит контейнерный кризис. Здесь прогнозов никаких нет, поэтому продвижение товаров через Суэцкий канал пока закрыто.
Минпромторг совместно с РЖД ищет пути выхода из ситуации по вывозу контейнеров и разгрузке терминалов на Дальнем Востоке. Летом они запустили несколько дополнительных составов, и теперь вместо 400 вагонов в ожидании отправки ежедневно остаётся 200. Операторы могут решить эту проблему, если добьются возвращения трёх дополнительных товарных поездов, которые бы перегоняли контейнеры на экспорт. Пока вопрос остаётся открытым, и с РЖД компании не договорились.
Чтобы проблемы с контейнерными перевозками из Китая не затронули ваш бизнес, либо нанесли меньший ущерб, к ним нужно подготовиться.
Несколько советов по ведению дел в текущих реалиях на китайском направлении:
«Sky Cargo Service» регулярно доставляет грузы самолетом из Китая. Компания фиксирует в договоре цену и сроки доставки, риски берет на себя. Клиенту достаточно предоставить документы на груз и сообщить конечную точку доставки, всё остальное сделают специалисты компании — помогут с платежами и сертификатами, привезут груз и проведут таможенное оформление.
Несмотря на сложную ситуацию с контейнерными перевозками из Китая в Россию, пути выхода из ситуации есть. Если кратко, то пересмотрите своих поставщиков и маршруты, обратитесь к другим видам транспорта, где нет таких проблем с контейнерами. Например, к авто и авиатранспорту. Проблем со свободными машинами нет. А самолёты летают по расписанию, задержки бывают редко.
Обратите внимание на авиационную консолидацию, когда экспедитор объединяет грузы от разных поставщиков в большую партию. Каждый из поставщиков платит не за полный объём, как в обычной транспортировке, а за ту часть партии, которую занимает его груз. Консолидация — сложный процесс, и лучше всего обратиться к специалистам. Например, в «Sky Cargo Service» консолидированный груз на самолёте из Китая доставят всего за 3-5 дней.
Получить консультацию или оставить заявку на расчет вы можете по телефону +7 (383) 235-95-55 или на e-mail info@scs-aero.ru.