Контейнерный кризис в России и Китае

19.11.2024

Доставить груз из Китая сейчас дорого. Тарифы на перевозку товаров с востока в 2024 году постепенно растут из-за нехватки вагонов и контейнеров. Только за сентябрь они выросли почти на 10%. Разбираемся, почему появился кризис, как он влияет на цену контейнерных перевозок из Китая, что прогнозируют эксперты, и как вести бизнес в это непростое время.

Ситуация с контейнерными перевозками из Китая в Россию

В Китае наступил второй контейнерный кризис. Первый был в пандемийную эпоху. В конце октября 2024 года вагонов остро не хватает, из-за этого сроки отгрузки в ж/д портах Дальнего Востока сильно растут. Свободное место в поезде приходится ждать 4 недели, а доставка с учётом задержек занимает больше месяца, хотя в конце 2023 года сроки были неделя и 15 дней соответственно.

В транспортной группе FESCO, которая входит в топ крупнейших отечественных логистических компаний, сообщили, что крупные перевозчики бронируют много мест в поездах, поскольку не хватает вагонов. Из-за этого проблема становится острее.

-2

Крупные задержки с железнодорожными контейнерными перевозками из Китая появились весной, и уже в июне обе стороны начали искать пути выхода. Например, ввели новые суда, расширили морские линии. Но, как мы видим, к октябрю это не особо помогло.

Почему появился контейнерный кризис

Основная причина — конфликт в Красном море. Из-за него корабли вынуждены плыть через мыс Доброй Надежды, огибая весь африканский континент. Время маршрутов увеличилось, из-за этого возникла потребность в большем числе контейнеров, поэтому их стало меньше в Китае.

Вторая причина — между Россией и Китаем увеличился товарооборот. Поэтому контейнеров потребовалось больше. Также увеличились поставки из Китая в Европу. И китайские поставщики сделали упор на европейское направление, поэтому на российском появляются задержки.

Третья причина — контейнеры дольше и сложнее возвращаются обратно. Только несколько стран возвращают их в Китай в том же количестве, в котором забирают. С остальными наблюдается дефицит. На восток едет меньше грузов, чем на запад, поэтому возникает нехватка контейнеров.

Четвёртая причина — скопление порожних контейнеров. В России они постепенно накапливаются, и их невозможно перевезти обратно. Наш флот на Балтике и Чёрном море перегружен, мало свободных кораблей, которые могли бы эвакуировать контейнеры в Китай. Нехватка ж/д платформ, перегрузка ж/д узлов, приоритет угольным вагонам и цистертам — причины того, почему российские компании не могут вовремя отправить пустые контейнеры назад поездом.

Будущее ситуации с контейнерными перевозками из Китая глазами экспертов

Директор компании FM Logistic по международным транспортным операциям Ярослав Белоусов считает, что внимание постепенно переключится на альтернативный транспорт — авто, авиа. И такая перевозка тоже подорожает. Ставки поднимутся на несколько процентов, поскольку осень — высокий сезон. Согласен с этим и Дмитрий Аржаных, соучредитель СЛК (“Сервисной логистической компании”). По его словам, цены вырастут к середине осени, а затем начнётся новогодняя пора, когда опять будет высокий спрос, который вызовет повышение ставок.

-3

А дефицит контейнеров ближе к зиме станет острее. По словам Аржаных, китайские заводы полностью загружены до декабря производством контейнеров, поставщики из Китая прописывают в контрактах возврат порожних контейнеров, но российским перевозчикам это невыгодно. Получается, что они везут пустой контейнер по той же цене, что и полный. Но только с полного они потом получат выгоду за счёт груза в нём, а с порожнего ничего. Так что раньше 2025 года ждать разрешения проблемы не стоит. Если дефицит контейнеров и может пройти, то цены на них уже не уменьшатся. Сейчас аренда 40-футового контейнера составляет 2,5 тыс. долларов против 1,2 тыс. доллара в начале года.

Увеличился грузопоток из Китая через Казахстан, и последние недавно подняли тарифы на 38% для транзитных поездов. Это тоже приведёт к повышению цен.

Также стоит ждать окончания конфликта на Ближнем Востоке, который ослабит контейнерный кризис. Здесь прогнозов никаких нет, поэтому продвижение товаров через Суэцкий канал пока закрыто.

Минпромторг совместно с РЖД ищет пути выхода из ситуации по вывозу контейнеров и разгрузке терминалов на Дальнем Востоке. Летом они запустили несколько дополнительных составов, и теперь вместо 400 вагонов в ожидании отправки ежедневно остаётся 200. Операторы могут решить эту проблему, если добьются возвращения трёх дополнительных товарных поездов, которые бы перегоняли контейнеры на экспорт. Пока вопрос остаётся открытым, и с РЖД компании не договорились.

Как вести бизнес во время кризиса

Чтобы проблемы с контейнерными перевозками из Китая не затронули ваш бизнес, либо нанесли меньший ущерб, к ним нужно подготовиться.

-4

Несколько советов по ведению дел в текущих реалиях на китайском направлении:

  • Планируйте всё заранее. Если международные перевозки сильно влияют на ваш бизнес, то заключайте договоры заранее, чтобы застолбить действующие ставки и обеспечить себя контейнерами вовремя. Чем раньше спланируете доставку, тем меньше риск нарваться на задержки и дополнительные расходы.
  • Пересмотрите логистику. Оптимизируйте складские запасы, обратитесь к местным поставщикам, чтобы уменьшить задержки в контейнерных перевозках.
  • Проявите гибкость. Звучит банально, но сейчас важно уметь быстро перестраиваться под новые условия — меняйте маршруты, поставщиков, ищите новые возможности и лазейки, чтобы остаться «на плаву» и сэкономить. Возможно, стоит посмотреть на консолидацию грузов. Доставка товаров от разных поставщиков, собранных на одном складе, будет дешевле, чем транспортировка каждого из них по отдельности.
  • Посмотрите на другие виды транспорта. И если дорожите временем — переключайтесь на авиаперевозки.

«Sky Cargo Service» регулярно доставляет грузы самолетом из Китая. Компания фиксирует в договоре цену и сроки доставки, риски берет на себя. Клиенту достаточно предоставить документы на груз и сообщить конечную точку доставки, всё остальное сделают специалисты компании — помогут с платежами и сертификатами, привезут груз и проведут таможенное оформление.

-5

Несмотря на сложную ситуацию с контейнерными перевозками из Китая в Россию, пути выхода из ситуации есть. Если кратко, то пересмотрите своих поставщиков и маршруты, обратитесь к другим видам транспорта, где нет таких проблем с контейнерами. Например, к авто и авиатранспорту. Проблем со свободными машинами нет. А самолёты летают по расписанию, задержки бывают редко.

Обратите внимание на авиационную консолидацию, когда экспедитор объединяет грузы от разных поставщиков в большую партию. Каждый из поставщиков платит не за полный объём, как в обычной транспортировке, а за ту часть партии, которую занимает его груз. Консолидация — сложный процесс, и лучше всего обратиться к специалистам. Например, в «Sky Cargo Service» консолидированный груз на самолёте из Китая доставят всего за 3-5 дней.

Получить консультацию или оставить заявку на расчет вы можете по телефону +7 (383) 235-95-55 или на e-mail info@scs-aero.ru.

 

еще по теме
еще по теме
Получить консультацию
Получить консультацию