В 1953 году Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) выпустила первые правила перевозки домашних животных. С этого началась гуманизация транспортировки всех видов фауны, позволяющая сохранить жизнь и здоровье животных.
Сегодня большинство стран — участниц придерживаются LAR – кодекса правил, регулирующего транспортировку животных. В нём одинаково скрупулёзно описаны как особенности обращения с домашними кошками и хомячками, так и меры предосторожности при транспортировке львов и страусов.
Согласно правилам, грузоотправитель несёт ответственность за предоставление полной информации авиаперевозчику о животных, контейнере, подготовку и заполнение необходимой документации, оценку квалификации сопровождающего, если правила требуют сопровождения животного по всему маршруту. Информация о животных должна быть достоверной, иначе при подозрении в подделке документов перевозчик может отказаться от принятия груза. В свою очередь, грузоотправитель отвечает за подготовку груза к авиаперевозке: документацию, упаковку, нанесение маркировки и необходимых знаков.
На редкие виды животных распространяются правила Конвенции о международной торговле видами флоры и фауны, находящимися в опасности (CITES). Они еще более детализированы по сравнению с LAR.
Обычно домашние собаки и кошки летают на самолетах без проблем. Но некоторые авиакомпании, в том числе «Аэрофлот», запрещают перевозить собак с приплюснутой мордой, например, мопсов, бульдогов, боксеров, ши-тцу и пекинесов. Из-за строения носа они могут задохнуться во время перелета. По той же причине отказывают в перелете кошкам брахицефальных пород — со вздернутыми носиками (бурманским, персидским, экзотам, гималайским), но такой запрет встречается реже.
Хорьков, зайцев, кроликов, черепах и птиц разрешают брать с собой далеко не все авиакомпании, но все же найти перевозчика можно.
Куда сложнее — с грызунами: их не перевозит ни в салоне, ни в багаже почти никто. Среди редких перевозчиков, лояльных к хомякам и морским свинкам, — авиакомпании Finnair и Belavia.
Хотя базой для всех стран участниц IATA является LAR, свои особенности имеют многие государства.
Так, в Евросоюзе работают Посты пограничной инспекции при аэропортах. Через них необходимо провозить животных, причём некоторые аэропорты работают только с определёнными видами. Это правило не касается домашних животных, требования к которым гораздо ниже.
В Германии подход к правилам очень строгий. От грузоотправителя требуют предоставления плана маршрута от порта въезда до аэропорта назначения. Кроме того, необходимо наличие инструментов ликвидации животных на борту всех воздушных судов, перевозящих животных, а также подтверждение квалификации сопровождающих.
В США строго следят за температурой помещения, которая должна находиться в диапазоне от 7,2º C до 29,5º C. Исключение – животные, которые требуют особых условий (очень теплолюбивые или, наоборот, морозостойкие).
Также в Америке пристально следят за питанием кошек и собак. В большинстве юрисдикций разрешено не кормить животных во время 4-часового перелёта. В США оговаривается, что кошек и собак необходимо и напоить, и накормить.
Вот ещё несколько интересных фактов о транспортировке животных в разных странах мира:
Транспортировка животного – это всегда сложный бюрократический процесс для грузоотправителя. Перечень необходимых бумаг достаточно большой:
В стандартах LAR описаны параметры, по которым делятся виды контейнеров. Это размер, материал конструирования, разрешённая плотность животных в контейнере, вентиляция, наличие приспособления для пищи и воды.
Прочность контейнера и способ крепления соединений зависят от массы животного. Для больших и тяжёлых животных необходимо использовать металлический каркас с мощными деревянными стенами.
Материал для покрытия пола должен быть таким, чтобы лапы животного не скользили по нему, и в то же время мог бы абсорбировать продукты жизнедеятельности.
Основной принцип вентиляции – вход воздуха на уровне пола и выход через потолок. Согласно LAR, все контейнеры должны соответствовать ему.
У каждого контейнера должна быть миска для воды или внутри самого контейнера, или прикреплённая к нему снаружи.
Миски для пищи или средства их доставки животному также должны быть в наличии в случае непредвиденной задержки рейса.
Контейнер должен быть приспособлен для обработки: он должен иметь или боковые ручки, или боковые отверстия достаточного диаметра. У контейнеров массой более 60 кг должны быть боковые отверстия для обработки вилочным погрузчиком. Диаметр отверстий должен быть не менее 5 см.
Запрещено перевозить животных в слишком холодных или нагретых помещениях.
Животное должно содержаться в относительной свободе передвижения. Недопустимо создавать плотную загрузку животных в одном контейнере.
Отдельные требования существуют по маркировке контейнеров. На них должны быть указаны имя и адрес грузоотправителя и грузополучателя, экстренный телефонный номер ответственного за перевозку лица с круглосуточным доступом, общепринятое и научное наименования животного и их количество, инструкции по кормлению и водопою. На опасных животных размещаются надписи «ядовитые» или «животное кусается». Маркировка наносится на английском языке и в некоторых случаях на языке стран-участников маршрута.
Также для контейнеров разработаны специальные знаки. Знак «Живые животные» (зелёного цвета на светлом фоне) наносится по крайней мере на одной стороне контейнера. Знак «Лабораторные животные» (ярко-красного цвета на светлом фоне) применяется только для лабораторных животных в специальных контейнерах, где вентиляционные отверстия закрыты фильтрами.
Подготовка к перевозке живых животных чётко разделяется на две части: бронирование и приёмка.
В связи с тем, что дата запроса и реальная дата отправки могут сильно отличаться, отправителю иногда необходимо проводить повторное тестирование на заболевания. Задержка в восемь или более недель при отправке является нормальным явлением, что требует постоянного уточнения маршрута и наличия необходимого типа самолёта у авиакомпании. При отправке быстрорастущих животных, таких как свиньи, необходимо помнить о возможном изменении размеров контейнера для их перевозки, а также необходимости повторного проведения лабораторных тестов. Эти процедуры называются бронированием.
Второй этап подготовки к перевозке наступает, когда планирование выполнено и груз готов к отправке. Необходимо подготовить помещения для доставки животного в аэропорт отправления, погрузки в контейнеры и загрузки в самолёт. В обязанности отправителя входят вопросы обеспечения питанием, водой и достаточным количеством абсорбирующего материала на время путешествия.
Персонал авиакомпании до приёмки обязан проверить конструкцию контейнера, его соответствие типу животного. Приветствуется проверка самого животного: оно должно быть активным, не иметь признаков повреждений и в хорошем состоянии здоровья. Не рекомендуется отправка животного, которое выглядит больным, без дополнительной консультации с ветеринарным врачом.
Существуют интересные нюансы в перевозке животных, ожидающих потомства. Запрещено перевозить беременных животных в предродовом состоянии – в последней трети беременности. Причина возникновения этого правила – стресс, который всегда возникает при транспортировке животных.
Один из побочных эффектов стресса – обезвоживание, из-за которого организм не проходит все необходимые стадии до нормального начала родов. Также могут произойти преждевременные роды, крайне опасные в замкнутом пространстве. Мать может затоптать детёныша или не сможет до него дотянуться, чтобы облизать и очистить для начала естественной стимуляции дыхания и мускульной деятельности.
Если роды произойдут во время транспортировки, то количество животных по прибытию будет больше, чем заявлено в документах. Это может вызвать трудности с таможенными органами.
Отдельно выделяют обезьян. Запрещено перевозить их на любой стадии беременности, а также в период лактакции.
Важно подчеркнуть, что если вы решили перевезти животное, то к этому необходимо готовиться за несколько недель или месяцев до отправки. Оформление документов и прохождение медицинских процедур всегда занимает много времени.
Менеджеры компании «Sky Cargo Service» всегда на связи и готовы вам помочь в осуществлении безопасной авиаперевозки животных.