Собрали в статье важнейшие тренды: сложности с расчетами, открытие новых маршрутов по России, динамика приоритетных направлений грузопотоков и параллельного импорта, влияние растущей электронной коммерции на логистику, цифровизация отрасли.
Один за другим закрываются каналы международных платежей для российского бизнеса.
В связи с этим российским контрагентам остаются лишь бартер, цифровые активы и платежи через третьи страны. По этим инструментам идет активное движение вперед.
Развитие внутреннего производства в стране вызывает дополнительную потребность в грузоперевозках, открытие новых маршрутов по России.
На развитие транспортных путей направлены новые национальные инвестиционные проекты — «Эффективная транспортная система» и «Инфраструктура для жизни».
Нацпроект «Эффективная транспортная система» включает 9 федеральных проектов, в том числе:
среди основных направлений — реконструкция объектов инфраструктуры «Канала имени Москвы», гидротехнических сооружений на Волге, судоходных шлюзов 15-16 Городецкого гидроузла и строительство Багаевского гидроузла на реке Дон. Общий смысл — углубить русла водных путей, что позволит увеличить грузовой трафик по ним.
Нацпроект «Инфраструктура для жизни» в части, касающейся транспорта, предполагает развитие дорожной сети (в том числе платных дорог), повышение безопасности дорожного движения, развитие общественного транспорта и железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла.
Ужесточение давления на нейтральные страны, через которые Россия направляет грузопотоки в обход санкций, вынуждает постоянно перестраивать маршруты, разрабатывать новые пути. Логистам приходится все время быть начеку.
BIS обновил списки компаний из Китая и Гонконга, которые не могут отправлять товары в Россию (в том числе через третьи страны), в новые списки вошло большое количество компаний. Игнорирование этого распоряжения повлекло бы за собой вторичные санкции для агентов на местах. На поиск решения потребовалось время.
Закрытие части стран для импорта и экспорта привело к изменению направления многих грузопотоков — они переориентировались на южное и восточное направления, в первую очередь на Турцию, Иран, Индию и Китай.
Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин на стратегической сессии по нацпроекту «Международная кооперация и экспорт» отметил, что доля дружественных государств во внешнеторговом обороте продолжает расти, и за первые пять месяцев 2024 года превысила 80% в стоимостном выражении.
Товары из Вьетнама получили возможность расширить присутствие на российском рынке. Моторные масла и косметика, одежда и обувь, продукция других отраслей при высоком качестве и умеренным ценам пользуются все большим спросом в России. Продукция из Сербии — единственной страны в Европе, не поддержавшей санкции, все больше присутствует на полках российских магазинов.
Таких примеров множество. На нашем сайте можно найти подробные статьи об импорте и экспорте России в каждую из стран.
Модернизация пунктов пропуска
Немалые бюджетные средства направляются на модернизацию пограничных пунктов, особенно на восточных и южных маршрутах. Из-за возросшей нагрузки крайне важно существенно увеличить их пропускную способность. До 2030 года завершат обновление 87 пунктов, через которые проходит более половины грузопотока страны.
За два последних года уже проведена комплексная модернизация 14 пунктов пропуска, обустроены 10 пунктов на границах с новыми регионами.
При этом приоритет отдается внедрению российских технологий. На семи объектах установлено современное оборудование российского производства, позволяющее досматривать 100% транспортных средств и грузов в динамическом потоке. При этом водителю не приходится покидать транспортное средство.
Реализация цифровых решений позволила на 26% увеличить объём пропуска грузов на участках государственной границы с с Азербайджаном, Монголией, Грузией, Китаем и Казахстаном в 2023 году по сравнению с 2022-м.
Стремление обезопасить экономику России привело к необходимости запустить собственное производство запчастей и узлов, в частности для авиации. Производственные мощности заводов расширяются и модернизируются для решения этой задачи. Тем не менее возникает огромное количество трудностей, преодоление которых требует времени. В частности, это вынудило правительство РФ внести Изменения в комплексную программу развития авиационной отрасли РФ до 2030 года, сдвинув сроки появления российских самолетов на 2 года. Тем не менее огромные работы ведутся, и успехи уже есть.
Иркутский авиазавод (филиал ПАО «Яковлев») планирует выпускать до 36 самолетов МС-21 в год с импортозамещенными комплектующими. Уже заключен первый контракт и получен аванс от лизинговой компании на 18 самолетов. Старт серийного производства МС-21 ожидается в 2025 году, после этого будет продолжена работа по расширению условий его эксплуатации.
По оценкам зарубежных аналитиков, в 2023 году на долю электронной коммерции приходилось 22% всех розничных продаж в мире, а число людей, покупающих товары в цифровом формате превышает 2 миллиарда.
Логистике пришлось адаптироваться к таким объемам, т.к. одна из главных причин онлайн покупок — скорость доставки. Больше половины покупателей рассчитывают получить посылку в течение 3 дней. И рынок требует еще большего ускорения. Кроме того, заказы в маркетплейсах создают и существенный обратный поток товаров, которые нужно вернуть в оборот как можно быстрее.
Это подтолкнуло развитие сервисов фулфилмента, а вместе с ним спрос на складские площади класса А. Их рост наблюдается по всей стране, приведем лишь пару примеров.
В России активно растет количество ПВЗ в шаговой доступности. При этом «шаговость» существенно приблизилась, сократившись с 500 м до 100 м. При этом часто у клиента в этой зоне есть выбор из точек выдачи разных брендов. Так, на август 2024 у Wildberries 42 тыс. пунктов выдачи покупок, у ОЗОН — более 50 тыс. ПВЗ и постаматов, у СДЭК — 5300.
Покупатели стали чаще заказывать крупногабаритные товары на маркетплейсах, и маркетам пришлось освоить их доставку.
Одной из причин увеличения покупок крупногабаритных товаров онлайн аналитики называют взросление поколения, привыкшего к покупкам в интернете. Им понадобились более объемные вещи для организации быта семьи.
«Лед тронулся» в отношении габаритных товаров во время пандемии, когда в принципе возросло количество онлайн покупок, и крупноразмерных — в том числе. А после 2022-го российский рынок покинули многие торговые гиганты, работавшие с крупногабаритом — IKEA, Leroy Merlin. Ниша освободилась в достаточной степени для российских операторов и они начали ее осваивать.
Самое богатое разнообразием направление развития, позволяющее ускорить процессы и снизить издержки. Отметим важнейшие тренды внутри направления в 2024 году.
В 2021 году Правительством России была принята стратегия цифровой трансформации транспортной отрасли до 2030 года, обновленная в конце 2023 года. Она определяет приоритетные направления развития, которые будут получать государственную поддержку:
«В ходе реализации проектов стратегического направления будут внедрены следующие технологии:
В следующий раз посмотрим, как именно идет развитие цифровизации в логистике.
Получить консультацию или оставить заявку на расчет вы можете по телефону +7 (383) 235-95-55 или на e-mail info@scs-aero.ru.